Предложения ЭРА по внесению изменений в региональное законодательство, направленные на решение проблемы свалок

Начав плотно работать с проблемой несанкционированных свалок и мусора вообще, мы поняли, что пытаемся воздействовать на последнее звено в цепи. Эта работа нужна, но сама по себе она не приведет к коренным изменениям.

Поэтому мы попытались проанализировать «узкие места» в региональном законодательстве, из-за которых и появляются несанкционированные свалки. В результате этой работы ЭРА сформулировал свои предложения по улучшению экологической ситуации в области:

1) на уровне Правительства Рязанской области должна быть разработана и принята Стратегия развития системы обращения с отходами, основанная на приоритетах государственной политики в области обращения с отходами (согласно поручения Президента Российской Федерации, данного органам власти субъектов Российской Федерации еще в 2011 году).

Среди первоочередных задач этой стратегии должны быть:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с отходами;
  • создание инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации и обезвреживанию отходов;
  • обеспечение экологической безопасности при их сборе, обезвреживании и захоронении;
  • развитие системы экологического образования и воспитания.

В начале августа Росприроднадзор проанализировал ситуацию в области обращения с отходами на территории Российской Федерации. В результате, Рязанская область вошла в пятерку регионов с наибольшим количеством несанкционированных свалок. Кроме того, выяснилось, что у нас до сих пор не принята целевая программы (стратегия) в области охраны окружающей среды, в том числе, в области обращения с отходами, несмотря на то, что поручение Президентом было дано еще в 2011 году.

2) Необходимо разработать единые (типовые) правила благоустройства поселений в части «Организации сбора, вывоза ТБО» и принять их во всех муниципальных образованиях области. В документах должна быть закреплена обязанность собственников зданий, строений, сооружений, земельных участков иметь действующие договора на вывоз и утилизацию отходов либо со специализированными организациями,  либо с администрацией поселения, либо с  жилищно-эксплуатационными организациями.

3) необходимо внести изменения в «Областной закон об административных правонарушениях», относительно наделения полномочиями должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований, позволяющими выявлять и составлять протоколы по административным правонарушениям. Поскольку главы небольших образований владеют более полной информацией о ситуации на подведомственной территории, наделение их указанными полномочиями позволит оперативно выявлять нарушения и привлекать виновных к ответственности.

4) необходимо ввести процесс привлечения  к ответственности должностных лиц исполнительных органов, не выполняющих свои функции по соблюдению федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и вопросам, связанным с отходами производства и потребления.

Например, очень часто нам пишут волонтеры о том, что мусор из небольших и средних населенных пунктов не вывозится. И люди бы рады заплатить, но главы поселений не хотят заниматься работой по организации сбора и вывоза мусора.

5) необходимо довести размеры штрафных санкций до максимально возможного уровня. Вероятность значительной потери денежных средств в случае нарушения законодательства  будет являться психологическим фактором, останавливающим людей, и позволит гражданам и должностным лицам лишний раз задуматься о своих действиях и бездействии.

Эти предложения мы уже обсуждали на круглом столе с представителями администрации Рязанского района. Сейчас вносятся поправки с учетом высказанных замечаний. Следующий этап – губернатор и Правительство Рязанской области.